Рынок (Market Analysis)


В рамках этого направления мы получаем данные о том или ином рынке в целом. Такая потребность у клиента может возникнуть на начальном этапе деятельности или при рассмотрении возможностей расширения бизнеса, а также его диверсификации. Кроме того, общие данные о рынке могут стать хорошей вспомогательной базой для принятия каких-либо текущих решений. Данные по этому направлению мы получаем в основном при помощи анализа вторичной информации, а также путём экспертного интервью, проводимого со специалистами из требуемой области.

Ниже можно ознакомиться с примерами результатов, которые получили наши клиенты в соответствии с поставленными задачами:

  • Состояние и тенденции развития рынка (уровень зрелости, сектора, барьеры входа/ выхода)
    • Особенности восприятия агентов рынка
      Особенности восприятия кинотеатров и сетей кинотеатров респондентами

      Следует отметить, что при посещении кинотеатров респонденты не мыслят категорией «сеть кинотеатров». Принадлежность кинотеатра к определённой сети в той или иной мере волнует всего 2,3% опрошенных. Остальные посещают конкретный кинотеатр, наиболее удобный для них, не задумываясь о том, к какой сети он принадлежит. В значительной степени это объясняется потребительскими приоритетами: на первом месте в них стоит удобство расположения кинотеатра.

      Респонденты плохо знают, к каким сетям принадлежат посещаемые ими кинотеатры, путают названия сетей и самих кинотеатров, называют кинотеатры, уже не существующие.

      В связи с этим при ответе на многие вопросы респонденты отвечали с подсказкой интервьюера. Так, например, предлагалось при описании образа сети Заказчика, её положительных и отрицательных черт, ассоциаций с кинотеатрами Заказчика, оценок услуг в кинотеатрах Заказчика ориентироваться либо на то, что они видят вокруг (для респондентов, опрашиваемых в кинотеатрах Заказчика), либо на те конкретные кинотеатры Заказчика, которые респонденты посещали.

      Встречались респонденты, которые утверждали, что сеть Заказчика им незнакома или вообще неприятна, а потом называли среди любимых кинотеатры, принадлежащие к сети Заказчика.

      Обратно, некоторые респонденты считали, что говорят о кинотеатрах Заказчика, а в действительности говорили о кинотеатрах конкурентов.

    • Уровень и особенности потребления
      Посещение кинотеатров

      Наибольшее количество респондентов посещают кинотеатры 1-2 раза в месяц (41,9%). Около 30% опрошенных ходят в кинотеатры 3-4 раза в месяц. Наименьшее количество – чаще 8 раз в месяц (4,9%).

      Более 64% респондентов обычно посещают 2 или 3 кинотеатра, 83,4% – 2-4 кинотеатра.

      2-4 посещаемых кинотеатра, названных большинством респондентов, обычно распределяются так: кинотеатр рядом с домом и какой-нибудь интересный для респондентов по разным признакам кинотеатр в центре города; либо несколько кинотеатров около дома; либо кинотеатр около дома и кинотеатр около работы/ около дома друзей, с которыми вместе обычно ходят в кино.

      Наиболее часто среди регулярно посещаемых респондентами кинотеатров были названы:

      Наиболее часто респонденты посещают вечерние сеансы с 18:05 до 23:00. По будням их посещают 34,9% опрошенных, по пятницам – 19,6%, по выходным дням – 48,5%, причём в выходные эта доля значимо ниже для опрошенных в кинотеатрах конкурентов. Меньшей популярностью пользуются сеансы с 11 до 18 часов, по будням их посещает 28,3% респондентов, по выходным – 32,2% респондентов. Реже всего респонденты ходят в кинотеатры по пятницам.

      Средние цены билетов на сеансы, посещаемые респондентами по будням, пятницам и выходным, даны в таблицах.

      Больше половины респондентов (56,1%) ходят в кинотеатры только на определённые сеансы по причине того, что успевают после работы или учёбы.

      36,5% респондентов покупают билеты в VIP-зону иногда, 24,7% покупают такие билеты обычно и 22,7% покупают обычный билет и садятся на любое место.

      57% опрошенных предпочитают ходить в кинотеатры с друзьями, меньшая доля (34%) – с девушкой/молодым человеком, мужем/женой.

      Для наибольшего количества респондентов (89,4%) посещение кинотеатра означает просмотр фильма, для 39,2% – проведение выходного  дня/свободного времени или отдых, для 37% – общение с друзьями.

      Доля респондентов, для которых тусовка при посещении кинотеатра является значимым событием, составила 11%.

      Наиболее востребованной услугой при посещении кинотеатра является бар (пиво, газировка, чипсы, поп-корн, шоколад). Её отметили 69,8% респондентов. Также респонденты чаще других пользуются услугами кафе (35,2% респондентов), игровыми автоматами (15,6%, а для посетителей кинотеатров значимо ниже – 7,4%). 10,6% опрошенных при посещении кинотеатра не интересуют дополнительные услуги, причём для посетителей кинотеатров конкурентов доля значимо выше – 17,9%.

      Для большинства респондентов наиболее приемлемыми являются кинотеатры эконом- (44,8%) и бизнес-класса (46,5%). 8,7% респондентов предпочитают кинотеатры VIP-класса (среди посетителей кинотеатров Заказчика эта доля существенно выше – 11,8%).

      При посещении кинотеатров наибольшему количеству респондентов интересны премьерные показы (68,1%), 35,5% интересна своя тусовка, 28,9% – презентации фильмов.

      72% респондентов не пользуются дисконтными программами кинотеатров, 17,3% пользовались бы, если бы знали о них.

  • Объёмные показатели рынка
    Характеристика спроса и предложения

    Доля среди всего взрослого населения лиц, покупающих торты короткого срока хранения в ценовой категории 400-700 рублей за килограмм, составляет в исследованных округах 17,4% (по результатам телефонного опроса населения). При численности взрослого населения исследованных округов в 3131,5 тыс. объём множества потенциальных потребителей продукции Заказчика составляет 544,88 тыс.

    Среднее потребление в ценовой категории 400-700 рублей за килограмм внутри этого множества оценивается в 7,7 тортов в год (по результатам массового опроса). Таким образом, объём рынка со стороны спроса будет равен 4195,6 тыс. тортов в год на сумму (ориентировочно) 2,31 млрд.рублей, что составляет 6,68 млн.долл. в месяц.

    Объём предложения оценить затруднительно, поскольку значительная его часть формируется в мелких цехах по производству сравнительно небольшого количества тортов. Эти цеха характеризуются очень жёсткой информационной политикой руководства (как правило, одного человека), и получить от них какие-либо достоверные сведения об объёмах выпуска не представляется возможным.

    На основании косвенных данных можно предположить, что спрос на торты изучаемой категории удовлетворяется не полностью. Только 15,0% респондентов в массовом опросе отметили, что такие торты есть в любом магазине; в то же время 37,7% респондентов встретили затруднения при поиске. Это указывает на то, что с покупкой подобных тортов существуют проблемы, связанные с недостаточной дистрибуцией.

    Причинами, препятствующими росту спроса, (помимо недостаточной дистрибуции) являются сравнительно низкие доходы населения, а также нежелание тратить много денег именно на торты.

    Спрос на торты исследуемой категории растет по следующим основным причинам: рост благосостояния населения, рост ожиданий стабильно высокого качества продукта, работа кафе/кофеен на повышение среднего уровня цен.

  • Соответствие спроса и предложения
  • Потенциал рынка (объём неудовлетворённого спроса, причины, препятствующие росту спроса, перспективные рыночные ниши)
  • Анализ структуры рынка (выявление факторов, определяющих коммерческую успешность)
    • Сектора рынка
      Структура рынка строительных материалов и конструкций (сектора рынка и сегменты целевой группы)

      Принципы построения структуры рынка строительных материалов и конструкций применительно к вопросам продвижения продукции Заказчика ориентированы в первую очередь на эффективность продвижения. Вследствие этого, классификация товарных групп и секторов рынка для поставленных в исследовании целей будет несколько отличаться от общепринятой классификации строительных материалов и конструкций.

      Классификация для целей продвижения продукции основывается, прежде всего, на совпадении каналов товародвижения и однородности целевых групп, что позволяет строить единую политику продвижения для каждой структурной единицы классификации.

      В таблице приведены основные сектора рынка строительных материалов и конструкций применительно к вопросам продвижения продукции Заказчика. Для каждого сектора отмечено (количеством плюсов), в какой мере его целевой группой являются корпоративные и/или частные клиенты.

      Таблица 1. Основные сектора рынка. Соответствующие сегменты целевой группы
      Таблица 1. Основные сектора рынка. Соответствующие сегменты целевой группы

      Сектора рынка отличаются по многим параметрам, что не даёт возможность изучать их одновременно.

      Типичной в этом смысле является ситуация с брэндами: если в секторах «Строительные смеси» и «Лакокрасочные материалы» брэнды очень распространены и большинство продукции продаётся под каким-либо брэндом (то же, хотя и в меньшей степени, относится к изоляционным, кровельным и отделочным материалам), то в других секторах брендированной продукции мало или она практически отсутствует. В какой-то мере заменителями брэндов являются марки производителей, но и они слабо известны представителям целевой группы.

    • Выявление рыночных факторов
  • Сегментация рынка (включая выбор основания для сегментации)
  • Особенности рынков конечных потребителей, оптовых и розничных продавцов, корпоративных и частных клиентов